#коротаяМежсезонье No 6. В последних двух хотелках я хочу в очередной раз обратить внимание на произведения Дариюса Мийо. В этой я загадываю три его самых ярких и достойных исполнения оперы. 1️⃣ Несчастья Орфея. В 1924 году Мийо задумывает современное прочтение мифа об Орфее. Опера состоит из трех актов и длится около 40 минут. Сохранив основные сюжетные мотивы первоисточника, действие переносится в современную провансальскую деревню. Орфей у него — деревенский ветеринар, Эвридика — цыганка из бродячего табора. Их возвышенное чувство наталкивается на фанатичную вражду окружающей косной среды. Но перенесение мифа в современность не снижает значимости содержания. Здесь нет сатиры, как в «Операх - минутках», это тонкое, лирическое высказывание, размышление о природе творчества и человеческих отношений. Точно найденные обобщенные интонации придают музыке благородство, возвышенность и тревожное, печальное настроение. Опера выдержана в камерных тонах. Оркестр состоит из тринадцати инструментов; мелодический речитатив связывает короткие ариозные эпизоды и ансамбли; хор отсутствует — его функции выполняют небольшие ансамбли. А камерность звучания способствует особой сдержанной экспрессивности. 2️⃣ Бедный матрос. Эта опера была написана в августе - сентябре 1924 года после длительного вынашивания замысла. Она имеет подзаголовок «complainte» — жалобная песнь (Complainte — старинный жанр народной песни-баллады, повествующей о печальной судьбе героя). Как и «Орфей» разделена на три очень коротких акта и носит камерный характер, но камерность ее совсем иного плана. Здесь всего четыре действующих лица, не наделенных именами. Это типичные фигуры маленьких людей, обитателей портового города. В основе либретто — факт судебной хроники: хозяйка портовой таверны с целью грабежа убивает богатого постояльца, не узнав в нем своего долго отсутствовавшего мужа. Сюжет, развертывающийся в атмосфере быта городских низов, близок к веристской драме. Несмотря на сдержанность повествовательного тона и обыденность, даже нарочитую банальность, именно музыка оказывается главной выразительницей житейской драмы. И в «Несчастьях Орфея», и в «Бедном матросе» отчетливо проявляются демократические устремления автора: он придает истории верной любви деревенского костоправа и бродячей цыганки возвышенность античной трагедии, наделяет общечеловеческой значимостью происшествие из жизни городской бедноты. 3️⃣ Орестея. Здесь идёт стремление Мийо возродить формы античного театра. Необычна сама жанровая идея — три части «Орестеи» Эсхила: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды» решены в разных жанрах. Первые две — это музыка к драме, последняя же часть — опера. Вся музыка пронизана какой - то мистикой и таинственностью. И не удивительно, учитывая то, что в «Эвмениде» появляется призрак Клитемнестры, а в «Хоэфорах» Электра совершает жуткие молитвенные обряды. К слову, они заслуживают совершенно отдельного внимания, так как в их сценах звучат только хор и ударные. (Специально прикреплю ниже сцену первого обряда) Произведение похоже большое рондо, где постоянно, в разных мотивах, идёт какое - либо нарастание и в итоге выливается в что - то мощное. Было сложно из около полутора десятка доступных опер Мийо выбрать только три, так как все они по - своему хороши и уникальны. Остаётся надеяться, что хоть одна из названных появится в репертуаре театров Санкт - Петербурга. #мийо #дариюсмийо #мариинскийтеатр #театрзазеркалье #михайловскийтеатр #опера #бедныйматрос #несчастьяорфея #операорестея