ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, друзья, что в европейской музыке XVIII столетия существовала традиция создания пьес для "МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ С ОРГАНОМ" и писали такие опусы ВЫДАЮЩИЕСЯ авторы: Г.Ф.Гендель, Й.Гайдн, К.Ф.Э.Бах, В.Ф.Бах, А.Сальери, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен?)))🕵 Сегодня я расскажу об интересном "инструменте" эпохи классицизма - т.н."FLÖTENUHR" (буквально "часы с флейтой") или "ORGELUHR" ("органные часы"). Начнём издалека. Обратимся к истории. 📖 Первые механические пневматические (использующие воздух) и гидравлические (использующие воду) музыкальные инструменты появились еще в 3-2 веке до н.э. Подобные механизмы имитировали звуки природы, "пение птиц". Далее принципы подобной инженерии использовались в Византии, Иране, Западной Европе. 📍"Башенные куранты", установленные на здании какой-нибудь европейской ратуши — ранние образцы "музыкальных часов". Приспособления для автоматической игры на органах и устройствах, отбивающие часы на башенных колоколах, начали появляться в IX-XIII вв. 📍В XVI веке распространились "механические спинеты" (родственники клавесинов). 📍В 1600 году в Аугсбурге был создан выдающийся образец механических часов с органом. Лучшие, очень дорогие механизмы (предметы роскоши, ювелирные изделия в виде животных, птиц, людей) делались для знати и императоров в Вене и Берлине. В Шварцвальде изготавливали агрегаты попроще. 📍До XVIII века в основе всех музыкальных "чудес" лежал принцип цилиндрового механизма. С XIX века - "гребнево-цилиндровый механизм" со стальными зубцами. В XIX веке массовое распространение получила "музыкальная шкатулка" (помните "крутящуюся под музыку балерину"?) — это потомок, родственник "флейтовых часов с механическим органом", о котором сейчас пойдёт речь. 📍В 19 веке распространились самоиграющие пианолы ("антифоль", с 1846, Париж), фонолы, записывающие на валики вельте-миньоны, механические фисгармонии, оркестрионы (имитирующие звучание целого оркестра). Наш знаменитый "Золотой павлин" из Эрмитажа — это образец музыкальных часов flötenuhr 18 века. Все эти механические изобретения были вытеснены фонографом, патефоном и граммофоном. Позже поясню причину этого явления. 📍 Итак, в каталогах произведений великих композиторов можно наткнуться на особый опус и не все музыканты смогут понять, что это за диковинные сочинения. Давайте разберёмся.🕵 В XVIII веке в европейской музыке существовала особая ТРАДИЦИЯ написания музыки для МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ С ОРГАНОМ (ИЛИ С ОРГАНАМИ), "ФЛЕЙТОВЫХ часов"(это тоже самое). Музыка звучала без участия органиста, т.к. записывалась на специальные валики. Источником звука служили флейтовые язычковые органные трубы с мехами. Для современного исполнения этих вещей на большом органе или мелодическом инструменте с клавесином необходима аранжировка. 📍К примеру, Йозефу ГАЙДНУ пьесы для подобного инструмента заказал талантливый механик князя Эстерхази. В тот момент "отцу венского классицизма" было около 40 лет. Гайдн сочинил 32 пьесы для "Flötenuhr" (Orgeluhr), все они в каталоге музыковеда А.Хобокена обозначены, как Hob.XIX:1-32. Среди пьес есть программные: "Волынка", "Менуэт дятла", "Кофейные сплетни". Йозеф Гайдн остаётся собой ("Бог даровал мне весёлое сердце"). 📚 Сразу вспоминаются другие "говорящие" названия произведений венца: "Куриная" симфония (83), Симфония "Медведь"(82), "Королева", "Сюрприз"(94), "Расстроенная симфония" (60, внезапно оркестр начинает настраиваться вновь...), /"Детскую" симфонию с игрушками в пример не приводим — есть мнения профессионалов, что её написал Леопольд Моцарт/, "Менуэт Быка", "Лягушачий" стр.квартет (с "кваканьем"), "Птичий" ("с кукованием"), квартет "Как поживаете?" (из серии русских, №5), стр.квартет "Жаворонок", стр.квартет "Шутка", канон "Искусство" (перевёртыш), симфония Palindrom (№47, перевёртыш, в Менуэте надо исполнять от последней ноты к первой), симфония "Школьный учитель", симфония "Часы", песни "Похвала лени" и "Хитроумный и услужливый пудель" и тд.😁 Ничего удивительного нет в том, что Гайдн взялся за заказ. Его музыка для органных часов написана с юмором и выдумкой. /Кстати, композитор родился 1 апреля и чтобы не праздновать свой праздник в "День дурака", ввёл традицию "отмечания" д.р.31 марта/. 😀 📍Г.Ф.ГЕНДЕЛЮ принадлежат 20 пьес для механических часов с органом, в том числе 11 инструментальных арий, танцы, сонаты HWV 578, 598 и тд. 📍У сыновей И.Баха - Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила мы найдём целые циклы, у В.Ф.Баха "18 пьес для механических часов" F.207. 📍Подобные опусы есть у Антонио САЛЬЕРИ (забудьте Вы уже тот миф, никого талантливейший композитор Сальери не травил, даже Моцарта не трогал😉)! 📍Леопольд МОЦАРТ (отец) — автор "Der Morgen und der Abend" для часов с органом. 📍Вольфганг Амадей МОЦАРТ автор 2-х ФАНТАЗИЙ для органа в часах. Послушайте его сочинения (фантазии KV 594 и особенно KV 608, Andante KV 616) —это не просто "безделушки"!!! Гений - во всём гений. Особенно в исполнении Марты Аргерих. 📍Л.ван БЕТХОВЕН оставил нам СЮИТУ для механических часов с органом в 5 частях. Особенно известны Andante и Adagio (WoO33). 📍Любопытно, что в России музыку к механическим часам с органом писал...вы не поверите...военный министр, государственный деятель двора Павла I и Александра I — знаменитый АЛЕКСЕЙ АРАКЧЕЕВ (1769-1834)! Помните из курса истории термин "аракчеевщина"? Это про него! Граф А.Аракчеев написал в 1825 году Invocation для механических часов с органом и посвятил сочинение Александру I. 📍В Петербург 1-ые подобные образцы часов были завезены в 1745 году. В 1746 г. аппараты находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны. В 1791 г. по распоряжению князя Г.А.Потёмкина органные часы были приобретены для Императорского двора мастером И.Габраном. 📍Великолепный напольный механизм (с человеческий рост) находится в Большом зале Меншиковского дворца Петербурга (см.фото). Это часы в футляре красного дерева с декором из латунных накладок, оснащённые английским механизмом и сразу 2-мя ОРГАНАМИ ВНУТРИ! Автор часов - У.Уинроу (Лондон). На часах мы видим изображение солнца и вечный календарь. Время звучания каждой пьесы примерно 40 секунд. 📍Прекрасные образцы сохранились также во дворцах Лондона, Берлина, в Сан-Суси (дворце Фридриха II прусского), в европейских музеях часов. ❗ В чём ЦЕННОСТЬ "часов с флейтой", "органных часов" XVIII столетия? Эти сохранившиеся механизмы можно рассматривать, как "фонографы" эпохи позднего барокко и классицизма. Композиторы, получавшие заказ, точно знали характеристики, необходимые для написания пьесы, темп и характер воспроизведения (посекундно). Подобные "ЗАПИСИ" позволяют нам сделать ВЫВОДЫ о минимальных темпах, характере и это делает сохранившиеся действующие механизмы бесценными для ИСТОРИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА. Перейдём к прослушиванию музыки.🎧 Спасибо за Ваше внимание))).😀